Куклинская
Куклинская Наталия Александровна, заведующая отделением

Отделение фортепиано

Фортепианное исполнительство исторически занимало и занимает одну из ведущих линий музыкально-эстетического воспитания. Можно сказать, что именно с фортепианного отделения и начинается история нашей школы искусств, когда в 1873 году В.Ю. Виллуан открыл музыкальные классы при Нижегородском отделении Императорского Русского Музыкального общества и обучение в первые годы велось только по двум дисциплинам – фортепиано и теории музыки.

Мы бережно храним память о преподавателях фортепиано прошлых лет и продолжаем их традиции. Н.Н. Полуэктова и М.В. Тропинская, А.Л. Лазерсон и С.Г. Тигранова, Э.Н.Левит и А.С. Малкина, Н.Р. Долгачева и Е.Е. Вагнер, Л.А. Казимирова, М.И. Дворецкая и Л.В. Шпунгина, Л.О. Стрижова и Э.В. Широкова, В.А. Железнова и Л.И. Сорокина, С.В. Гребнева, Т.В. и Н.В. Жбановы, В.С. Скрипкина, В.В. Аврова, Е.И. Ром и многие другие долгие годы трудились в нашей школе. С особой благодарностью мы вспоминаем имена Б.С. Маранц и Т.С. Бродской. Среди преподавателей фортепианного отделения во все годы было много ярких и талантливых музыкантов. Высокий уровень их мастерства позволил подготовить целый ряд талантливых исполнителей — солистов, которые с неизменным успехом выступают на международных конкурсах и играют в лучших концертных залах.  

Мы с гордостью произносим имена выпускников разных лет: Евгения Рывкина, Александра Мутузкина, Инги Казанцевой, Ольги Филатовой, Ирины Межуевой, Ксении Блинцовской, Ольги и Натальи Гринес, Андрея Куклинского, Дмитрия Тюрина. В разные годы заведовали кафедрой специального фортепиано Нижегородской консерватории имени М.И. Глинки тоже наши выпускники – И.З. Фридман, В.Г. Старынин и Е.С. Брахман.

Сегодня фортепианное отделение – это большой сплоченный коллектив преподавателей, единый в своем устремлении к раскрытию творческих возможностей детей, воспитанию будущих музыкантов-профессионалов и любителей музыки, к формированию художественной индивидуальности учащихся, приобщению к музыкальной культуре, расширению общего кругозора ребят, а также достижению ими уровня образованности, позволяющего ориентироваться в ценностях мирового культурного пространства, к воспитанию образованного, интеллигентного подрастающего поколения.

Музыка – это, пожалуй, единственный вид искусства, в котором достижение ребенком значимых результатов возможно лишь при полной гармонии между учеником и учителем.  По-прежнему актуальны слова Д.Б. Кабалевского, который считал, что учитель «…должен любить музыку как живое искусство, ему самому приносящее радость, он должен относиться к музыке с волнением и никогда не забывать, что нельзя вызвать в детях любовь к тому, что не любишь сам, увлечь их тем, чем сам не увлечен».  Поэтому наше педагогическое кредо звучит так: «Научить можно только тому, что любишь!»  Первым инструментом для детского обучения музыке может стать именно  фортепиано. Никакой другой инструмент не сравнится с фортепиано широтой реализации музыкальных идей. Умение играть на фортепиано делает человека притягательным для окружающих. При обучении игре на фортепиано происходит развитие творческих способностей, появляется умение выражать чувства музыкой. Как здорово блеснуть исполнением популярной пьесы, песни под свой аккомпанемент, вызывая восхищение друзей и родных!

Уроки игры на фортепиано развивают память, координацию движений, расширяют кругозор, обогащают внутренний мир, учат терпению, трудолюбию и усидчивости. И эти качества останутся с ребенком независимо от его дальнейшего выбора профессии. Часто отговоркой служит фраза «нет таланта». Забудьте такое слово «талант», мы все обладаем музыкальностью!

Чтобы играть на фортепиано не требуется таланта, а требуется 45 минут в день прилежных занятий дома и еженедельных уроков в музыкальной школе. Важно понимать, что вы ждете от обучения игре на фортепиано – уметь исполнять несложный материал, аккомпанировать себе или постичь секреты мастерства, продолжить карьеру музыканта. Участвовать в конкурсах? Для имеющих серьезные профессиональные задачи – обучение игре на фортепиано потребует упорной работы – тщательного освоения исполнительских приемов, обширного репертуара.

Работа на фортепианном отделении построена в соответствии с образовательной политикой школы и плану (программе) развития. С 2013 года осуществляется прием на образовательную программу по федеральным государственным требованиям с привлечением одаренных детей к обучению, организована работа с выпускниками детских садов и учениками подготовительных отделений общеобразовательных школ, создан архив отделения, выполняется ремонт инструментов, приобретаются новые музыкальные инструменты и мебель для классов.

Одним из главных направлений работы является привлечение новых учащихся для обучения игре на фортепиано по разным образовательным программам: с 8-летним сроком обучения и 4-летним сроком, в учебном плане которых предусмотрено освоение таких предметов как: «специальность и чтение с листа», «фортепианный ансамбль», «концертмейстерский класс», «сольфеджио», «слушание музыки», «музыкальная литература», «хоровое пение». На сегодняшний день на отделении обучаются почти 170 учащихся, работают 26 преподавателей. Среди них как опытные – с многолетним стажем работы, так и молодые педагоги. Традиционная система академических выступлений и отчетных концертов отделения ведет учащихся по ступеням мастерства. Учащиеся отделения принимают самое активное участие в концертно-просветительской работе школы. Это – и проекты, и конкурсы, праздничные концерты, концерты-лекции.

Фортепианное отделение живет активной, творческой жизнью, постоянно участвует во всех важных музыкальных событиях города. Профессионально ориентированные учащиеся достойно представляют школу на Всероссийских и Международных конкурсах и фестивалях, выступают в открытых концертах.  

Ежегодно учащиеся именно фортепианного отделения становятся лауреатами конкурсов разного уровня, стипендиатами администрации города Нижнего Новгорода, межрегионального Благотворительного фонда «Новые имена» имени Иветты Вороновой, стипендии Нижегородской области имени А.С. Пушкина. Последние годы нас радуют своими успехами Василий Зубков (класс Н.А. Куклинской), Мария Липатова (класс И.Н. Ларионычевой), Александра Петрова (класс А.Г. Баракиной), Екатерина Кобка (класс ЗРК РФ Шлюгаевой И.В.), Адэлина Копытцова (класс ЗРК РФ Барковой Н.В.), Роман Зубков (класс Н.А. Куклинской).

Во все времена мы гордились нашими выпускниками, которые пополняли ряды учащихся ССМШ и студентов самых престижных музыкальных вузов страны и за рубежом. Это — ЦМШ и Московская консерватория им. П.И. Чайковского, ССМШ  и Российская академия музыки им. Гнесиных, ССМШ и Санкт-Петербургская консерватория им. Н.А. Римского-Корсакова, Нижегородская консерватория им. М.И. Глинки.

Сохраняя традиции, с сентября 2022 года Илья Мажукин (класс Н.А. Куклинской) продолжает обучение в Центральной музыкальной школе при Московской государственной консерватории имени П.И.Чайковского, а Беата Прохорова (класс ЗРК РФ Н.И.Волковой) уже окончила старшие классы ЦМШ и учится в Венской консерватории.

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять